Приложение
к Приказу Министерства образования РФ
от 22 октября 1999 г . № 636
/По
книге: Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного
учреждения – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.
1. Общие
положения
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую
основу деятельности Службы практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации (далее — Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в
состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов,
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические
комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические
кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения,
оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию
развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на
всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих
способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также
определению психологических причин нарушения личностного и социального развития
и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется
международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации
«Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим
Положением.
II. Цели и
задачи Службы
5. Целями Службы являются:
— содействие администрации и педагогическим коллективам
образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей
психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся,
воспитанников, их родителей (законных представителей) педагогических работников
и других участников образовательного процесса;
— содействие в приобретении обучающимися,
воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения
успеха в жизни;
— оказание помощи обучающимся воспитанникам
образовательных учреждений в определении своих возможностей исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
— содействие педагогическим работникам родителям (законным
представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у
них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и
уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без
ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи Службы:
— психологический анализ социальной ситуации развития
в образовательных учреждениях выявление основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств их разрешения;
— содействие личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
— формирование у обучающихся воспитанников способности
к самоопределению и саморазвитию;
— содействие педагогическому коллективу в гармонизации
социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
— психологическое обеспечение образовательных программ
с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным
возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
— профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
— участие в комплексной психолого-педагогической
экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений,
образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по
инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
— участие совместно с органами управления образованием
и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и
создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе
непрерывного образования;
— содействие распространению и внедрению в практику
образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
— содействие в обеспечении деятельности педагогических
работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и
разработками в области психологии.
III.
Организация деятельности Службы
7. Первичная помощь участникам образовательного
процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом
(педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы
специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного
учреждения.
8. Специализированная помощь участникам образовательного
процесса, а также содействие в профессиональной деятельности
педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается
учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям,
имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании; образовательными
учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими
комиссиями.
9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы
осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений,
учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а
также научными учреждениями Российской академии образования.
IY. Основные направления деятельности Службы
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
— психологическое просвещение — формирование у обучающихся,
воспитанников и их родителей (загонных представителей), у педагогических
работников и руководителей образовательных учреждений потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного
развития, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
— психологическая профилактика — предупреждение возникновения
явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка
конкретных рекомендаций педагогическим работникам родителям (законным представителям)
по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое
изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении,
а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной
адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как
индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений;
— психологическая коррекция — активное воздействие на
процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности,
осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов
дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов,
— консультативная деятельность — оказание помощи
обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития
воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Y. Обеспечение деятельности Службы
11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления
образованием в ведении которых находятся образовательные учреждения.
12. Координация деятельности Службы осуществляется
соответствующим структурным подразделением Минобразования России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и
организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки
и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными
организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и
развитии обучающихся, воспитанников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий